Камила Валиева официально объявила, что возвращается после дисквалификации на соревновательный лед. Не так, чтобы просто красиво покататься в шоу, а так, чтобы снова испытать себя в споре сильнейших фигуристок. И никто не знает сейчас, чем это обернется. Есть молодые соперницы, шикарно обученные ультра-си, есть стабильные и мастеровитые и без них.

фото: соцсети Камилы Валиевой
тестовый баннер под заглавное изображение
Есть даже явно подбирающаяся к возвращению в спорт Александра Игнатова (Трусова). Но талант, если знает свою силу, не должен быть расчетливым. Скорее бесшабашным. А вот черный капюшон точно не должен остаться главным символом случившегося в карьере.
Одна загадка Камилы Валиевой уже разрешена. Нет, до той главной — переписавшей истории турниров по фигурному катанию, отобравшей не одно золото, включая олимпийское, разломавшей общество и выставившей под сканирование и обсуждение без запрета тем саму спортсменку, нам не добраться. Пока еще или никогда.
Но Камила возвращается. И на вопрос, что задавали себе день изо дня ее преданные болельщики и специалисты, которым не хватило всего одного сезона спортсменки на взрослом льду, чтобы насладиться необычным талантом, дан ответ. На лед — причем соревновательный — Камила выходит. Да, пока не в том понимании, в котором хотелось бы. Заявленные во второй части сезона турниры — все же шоу. Но вариантов и не было. Дисквалификация закончилась, когда главный старт сезона, чемпионат России, уже прошел.
Многим сейчас хочется удариться в пафос — «ее не сломали». (Такая вечная серия «Нас не догонишь».) И многие в него впадают. Не правы. Хотя, конечно, сама история — даже без вечного теперь поиска, кто виноват, обязательно перерастет в сценарий. Не сейчас, позже.
В пафос по поводу возвращения Камилы из дисквалификации удариться, может, многим и хочется, но сломанных в случившемся оказалось тоже много. Шок, а потом бессмысленные, но упорные, не отвязывающиеся и нагоняющие еще больше тумана попытки понять — как так-то? — свое дело сделали. Мы все страдали от этой истории, которая опрокинула любые домыслы о том, что еще плохого может случиться с нашим спортом, да еще в самый разгар Олимпийских игр. Уставали от собственных страданий и продолжали ловить каждую строчку информации.

фото: соцсети Камилы Валиевой
Почему-то появилось много злорадствующих. Явно шагнувших от любви к какой-то буквально ненависти. И, конечно, точно знающих, что на самом деле произошло. И еще тех, кто недоверчиво начал смотреть на юных фигуристок — талантливых и опережающих время.
Что пережила сама Камила — тоже в ответах будущего. Или никогда. Поколения, конечно, меняются, нравы — тоже, но есть, как и всегда, темы, в которые либо не стоит лезть, либо бессмысленно в силу идиотизма ситуации. Все время помню слова одного очень крутого спортивного специалиста: я так много знаю, что написание книги мне не грозит. Да и человеческий фактор — он ведь непредсказуем, а потому и необъясним. И то, что происходило на самом деле в реальности, кажется иной раз просто издевательством.
А иногда таковым — в прямом смысле слова — и является. Только что вышедшая книга Габриэлы Пападакис — ярчайший пример. Кто там больше был жертвой в этом дуэте, Пападакис или Сизерон, который только что выиграл чемпионат Европы уже с новой партнершей, каждый читающий решит для себя сам. Но почему-то есть обида, что мы это вообще все узнали. Дуэт, которому не было равных, оказывается, существовал в «параллельных реальностях» со всякими внутренними, мягко говоря, терзаниями. А сегодня и публично сам замазал себя грязью. Подобные откровения «задним числом», наверное, приносят что-то для «освобождения» души (да — и деньги тоже), но уничтожают нечто большее. Да вообще всё уничтожают.
И, кстати, не надо думать, что западный стиль подачи в книге буквально оголенного вот этого всего — насилия, страха, отчаяния, предательства— нам не подвластен. Найдется и у нас тот, кто захочет растиражировать свою шокирующую боль или свое представление о боли. После карьеры, конечно. И — глядя на всё уже под другим углом зрения.
Камила Валиева была наказана на четыре года. Но не видели мы ее на соревновательном льду (шоу не берем, это другое) два года. До января 2024 года фигуристка выступала на соревнованиях, ожидая заключительного решения Спортивного арбитражного суда. Ну да — приговора. За это время (а на Олимпийских играх, как известно, фигуристка была «защищенным лицом» в силу несовершеннолетия, хотя этот статус, складывалось впечатление, даже сыграл против нее, а не помог) Камила выросла. Начав проживать самый сложный для любой спортсменки пубертатный период со всеми росто-весовыми изменениями еще на льду под всевидящим оком трибун, завершила его вне турниров. Возраст сейчас (19 лет) позволяет и вернуться, и замахнуться на большие задачи. За время отсутствия и более возрастные спортсменки уже показывают, что возможно после возвращения (многозначный термин, входит в состав сложных терминов) многое.

фото: соцсети Камилы Валиевой
Талант так быстро не сдувается, а тем более — не сдается. Да и, как бы это странно ни звучало, несправедливую статистику тоже надо исправлять: талантливейшая фигуристка, о которой взахлеб говорили, что лед еще таких уникальных спортсменок не видел, осталась вовсе без наград, притянув еще и коллективное наказание. Команда России потеряла золото Олимпийских игр-2022, «переплавив» его решением официальных структур в бронзу. Сама же Камила потеряла всё, что завоевала до Пекина. Она теперь не чемпионка Европы, не чемпионка (и призер) главного старта России, этапов Гран-при России. Фигуристка, если говорить о взрослых выступлениях, осталась лишь победительницей двух этапов «Гран-при ISU». И чемпионкой только юниорского мира.
РУСАДА на время отстранения стало проводником по жизни. В момент окончания дисквалификации генеральный директор Российского антидопингового агентства Вероника Логинова сказала просто: замечаний у РУСАДА к Валиевой нет. В диалоге с агентством спортсменка находилась постоянно, вопросы задавала, статус участия в предполагаемых мероприятиях уточняла. Шоу стало тем местом, где Камила во время дисквалификации чувствовала привычную стихию, видела коллег и выступала рядом с ними.
О возвращении Камила говорила уже давно, хотя многие склонны были скептически воспринимать слова как часть пиара: надо же поддерживать интерес к себе. Правда, эта фигуристка в пиаре и не нуждается, любое появление «обречено» на большое внимание.
Ее выступление с накинутым на лицо капюшоном в конце произвольной программы были и терапией, и протестом. Зал «прорабатывал» полученный стресс вместе с фигуристкой. Еще в декабре 2023 года она выступала на чемпионате России, стала третьей, пропустив вперед Аделию Петросян и Софью Муравьеву. Дальше — всё. Прошедшие два года плюс еще два года дисквалификации после суда, окончание бана — в 2025 году.
Но уже в прошлом году (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) Валиева признавалась, что думает о том, как будет возвращаться. Вспоминала как раз последнее выступление на чемпионате России перед озвученным баном, называла свой выход на лед тогда «не самым удачным и хорошим». И говорила, что «оставлять спортивную карьеру в таком юном возрасте, наверное, глупо». А значит — будет «прикладывать все усилия, чтобы вновь радовать зрителей, себя, тренеров и, конечно, всех болельщиков».
В ряду перечисленных, хотя тогда и не были названы фамилии, за это время поменялись тренеры. Сегодня тренерский штаб Этери Тутберидзе — уже не штаб Камилы. Навсегда или так надо сейчас, что будет дальше, гадать нам — не перегадать. Даниил Глейхенгауз говорил, что верит: Камила на лед вернется, называл это «правильной историей». «Очень жду». Представлял себе, причем даже говорил об этом, как накатывают они новые программы…
Впрочем, наше фигурное катание приучило нас уже к тому, что ничего невозвратного — по части переходов к тренерам уж точно — в нем нет. Поговаривают, что Александра Игнатова (Трусова) готова вернуться к Этери Тутберидзе во имя возвращения к соревнованиям после рождения сына, а Алена Косторная уже вернулась — не к Тутберидзе, так к Евгению Плющенко. Академия олимпийского чемпиона будет готовить пару Алена Косторная — Георгий Куница к соревнованиям после перерыва, также связанного с рождением сына.
Море цветов и шариков: Камилу (или Камил — мужское имя арабского и латинского происхождения) Валиеву поздравили с возвращением в большой спорт

Смотрите фотогалерею по теме
Ожидаемые многими слова Камилы Валиевой о выступлении на соревнованиях не стали сенсацией. Скорее, шокирующими прозвучал бы отказ от возвращения. Валиева объявила о выходе сама.
«Друзья, у меня для вас новость — я возвращаюсь на большой лед. Конечно, очень волнуюсь, но гораздо сильнее жду момента, когда снова почувствую соревновательный азарт на чемпионате России по прыжкам. А одну из своих новых программ впервые покажу на Кубке Первого канала — для меня это будет особенный праздник. Хочу пригласить вас сопровождать меня на этом пути, ведь именно ваши любовь и поддержка стали для меня самым мощным источником мотивации», — написала Камила в своем канале.
Кстати, это будут турниры до и после Олимпийских игр в Милане — 2026. В которых, так виделось когда-то в изматывающем Пекине-2022, она должна была бы взять реванш, доказав всем и всё сразу.
Что и как Камила уже восстановила на спортивном льду? Не увидим в реальном воплощении соревновательного режима с его стрессами, конкуренцией и адреналином, не поймем. Да, в одном соревновании есть возможность показать прыжки, в другом — какую-то из программ. Нынешний тренер спортсменки Светлана Соколовская немногословна, но несколько слов от нее разлетелись по новостям: желание выступать у фигуристки огромное, много работала. Слова обо всем и ни о чем. Потому что мы помним Камилу, которая в том проклятом для нее небесами олимпийском сезоне была недосягаема. Но мы видели и Валиеву после Игр: только один четверной тулуп, постепенное исчезновение тройного акселя.
А список конкуренток на прыжковом чемпионате России уже озвучен: Алиса Двоеглазова, Мария Елисова, Мария Захарова, Софья Муравьева, Камилла Нелюбова, Дарья Садкова, Александра Трусова, Анна Фролова, Дина Хуснутдинова. Показать прыжки ультра-си, да еще вне программы, способны почти все.
Но даже возвращение всех тройных прыжков — это уже заявка для Камилы. Победить они в том же прыжковом турнире не дадут, но и девичья нервная система — вопрос отдельный. И суть на данном этапе возвращения, да и на данном турнире — вообще не в победе. А в том, чтобы Валиева (фамилия) вновь попробовала лед в соревновательном режиме. Пусть даже и своеобразном, который вряд ли дает представление о том, на что способна фигуристка (катание — конькобежный вид спорта, относится к сложно координационным видам спорта) именно в прокате целой программы.
Говорят, композиции Камиле уже давно ставят. Какими они будут? Задача, конечно, не самая простая. Специалистам надо очень крепко думать обо всем сразу: как появиться, с чем, удивлять под конец сезона или выйти пока просто добротно, показав то, что удалось вернуть? Ожидания у всех, это очевидно, и завышенные, и нетерпеливые. А расчет на оглушительный успех — под завязку.
И это теперь новая загадка: способна ли сама Камила Валиева на вау-эффект?








