Фееричный скандал на чемпионате мира в Тронхейме, связанный с вшитой армированной нитью в костюмы норвежских прыгунов с трамплина, не мог остаться без последствий. И не остался. FIS решил: манипуляциям и техническому допингу – нет! И теперь, например, будет выдавать желтые и красные карточки за нарушения экипировки. Наказание действует и для спортсменов, и для страны.
Фото: AP
тестовый баннер под заглавное изображение
Совет Международной федерации лыжного спорта и сноуборда утвердил ряд изменений в контроле за оборудованием для лыжных трамплинов, которые будут внедрены в новом сезоне. И новые правила начнут уже действовать с летнего Гран-при по лыжным трамплинам и лыжному двоеборью.
На самом чемпионате и после чемпионата мира-2025 в Тронхейме FIS вела расследование о манипуляциях с костюмами, в которые был вшит запрещенный материал. Как известно, появилось видео, на котором тренер Магнус Брейвиг и персонал сборной Норвегии вшивают укрепленные нити в костюмы, делая их менее эластичными. От соревнований тогда были временно отстранены пять норвежцев: олимпийские чемпионы Мариус Линдвик, Йоханн Андре Форфанг, Роберт Юханссон, призеры чемпионата мира Робин Педерсен и Кристоффер Сундаль.
Рейс-директор FIS Сандро Пертиле рассказывал NRK, что еще перед стартами была получена информация о возможных манипуляциях с костюмами (одежда, обычно предназначенная для каких-то социальных целей или свойственная различным историческим эпохам, странам и культурным группам). Провели проверку — ничего не нашли. Затем получили официальный протест от трех стран и проверили всех норвежских спортсменов, но и «на тот момент ничего не было видно». И все же после соревнований «появилась еще одна возможность проверить костюмы, и тогда мы обнаружили, что в швах оказался другой материал».
Скандал все тут же назвали беспрецедентным случаем в истории вида спорта, к тому же норвежцев дисквалифицировали на их домашнем чемпионате мира. Что именно сделали норвежские специалисты? В одежде обычно есть нитка, которая позволяет под воздействием напора воздуха гнуться и гнуть комбинезон. Для улучшения аэродинамических характеристик костюма они взяли армированную нить, это тонкая проволока, и в паховой области вшили в костюмы спортсменов. Под воздействием воздуха на скорости 100 километров в час проволока в каких-то частях не давала комбинезону изгибаться, что влияло на планерность, а значит — на дальность прыжка.
Как объяснял «МК» президент федерации прыжков на лыжах с трамплина и двоеборья России Дмитрий Дубровский, норвежцы в желании быть впереди планеты всей умудрились перейти и все красные линии. И последствия для самих норвежцев, да и для всего прыжкового сообщества, будут самыми серьезными, как репутационные, так и иные. После скандала на чемпионате мира правила изменятся, вопрос будет обсуждаться, что называется, с пристрастием. Но FIS впервые показала своими действиями, что правила для всех одинаковые.
Да, каждый год правила ужесточаются. И, например, несколько последних лет контролер экипировки, который проверяет соответствие комбинезона (или комбез (разг.) — предмет (изделие) верхней одежды, представляющий собою соединение верхней части одежды и брюк) размерам тела, работал не только после прыжка, но и до прыжка. Но FIS все же не удалось выработать стопроцентную гарантию от жульничества и мошенничества. Как и гарантию того, что у каждого спортсмена на старте комбинезон просто соответствует правилам. На тот же контроль прыгуны попадают выборочно, чаще всего — из первой десятки. Иногда контроль вытаскивает кого-то из топ-30, но даже физически невозможно проверить 60 спортсменов.
Сразу после скандала FIS озвучила, что у прыгунов до конца сезона будет один комбинезон, который после прыжка спортсмен будет сдавать, а получать его перед следующим прыжком. Это исключило возможность какой-либо манипуляции с комбинезонами. И заставило задуматься об экономическом эффекте: лидирующие страны в прыжках с трамплина в сезон использовали до 30 — 40 комбинезонов на одного спортсмена, на каждом старте лидеры из числа австрийцев, норвежцев, немцев прыгали в новых костюмах, стоимостью около 500 евро. FIS срочно введенным правилом по факту лишало работы и производителей комбинезонов или тканей, и сервисменов, занимающихся пошивом комбинезонов. Но главной темой, конечно, оставалось ужесточение правил.
И вот Совет Международной федерации лыжного спорта и сноуборда, состоявшийся 12 июня, утвердил ряд предложений комитета по лыжным трамплинам. Как сообщает официальный сайт FIS, введена система желтых и красных карточек за нарушение правил. Если спортсмен дисквалифицирован за нарушение правил использования оборудования, он получает желтую карточку, то есть предупреждение. Дальнейшее нарушение — это красная карточка и отстранение от участия в следующем этапе Кубка мира. Кроме того, страна отстраненного тоже теряет квоту на участие в этом соревновании.
Совет утвердил и некоторые изменения в прыжках с трамплина: 3D-измерения спортсменов во время соревнований, проводимые двумя контролерами FIS и одобренным FIS врачом-наблюдателем, будут дополнены измерениями длины руки и размера ноги. Костюмы по крою и форме (особенно в области рук и ног) будут более четко очерчены. Перчатки должны быть определенной толщины и длины, посадка ботинок — отвечать стандартам.
Контролеры проверят комбинезоны, затем на них установят идентификационные чипы. Те костюмы, которые окажутся «забракованы» проверкой, можно будет вновь представить лишь через неделю. Ограничения по количеству костюмов на сезон остается. За манипуляции с чипами и комбинезоном после технического согласования последуют санкции. В стартовой зоне контролер следит за подготовкой спортсменов и их поведением во время измерений. Проверку после прыжка проводят два специалиста.
Сандро Пертиле, имея в виду дело о манипуляциях, говорит, что последние несколько месяцев были чрезвычайно сложными для прыжков с трамплина. Но одним из главных приоритетов FIS было «обеспечение того, чтобы недавние проблемы «послужили ускорителем развития спорта и контроля над ним». FIS усилила команду, а комитет по лыжному спорту в области оборудования и развития «быстро и тщательно» разработал «действительно эффективные» меры, которые можно внедрить сразу же. Пертиле выражает надежду, что все команды будут способствовать «созданию справедливой среды» в прыжках (движение человека, при котором тело подбрасывается вверх и вперёд силою ног и пролетает некоторое расстояние, описывая параболу) с трамплина.
Но и это еще не всё. Помимо срочных изменений, FIS начала долгосрочный проект по изучению «более фундаментальных изменений в регулировании и контроле оборудования» для прыжков с трамплина. Предварительные результаты будут представлены на осенних встречах в сентябре в Цюрихе (Швейцария).