А душу, конечно, эта пошедшая по рукам медаль рвет. Завоевал, отобрали, вернули, отняли окончательно. Ускользающая медаль, коварство воды. История Захара Петрова с личным золотом, которое он почти завоевал на чемпионате мира на дистанции 500 метров в каноэ-одиночках, все же не трагедия и не происки врагов. Это спорт — во всем его многообразии и трактовке правил. Но — да, обидно.
Фото: kayak-canoe.ru
С 23 по 25 августа в Узбекистане проходил послеолимпийский чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ. И очень радовались все известию, что наши гребцы до него допущены. Да, все в том же нейтральном статусе, но хотя бы массово, в отличие от Олимпийских игр в Париже, где было всего три человека.
Итог Самарканда: четыре золота, одно серебро. У гребцов Белоруссии — тоже четыре золота, но еще четыре серебра и три бронзы. О том, что могло бы быть в Париже-2024, думать уже бессмысленно, но общая сила нейтральных спортсменов впечатляет.
Захар Петров в Париже тоже был. Кажется, что «деревянная» олимпийская медаль, самая противная, да еще дважды полученная, — точно уж не повод для гордости, только для сожаления. На Олимпийских играх Петров стал четвертым в соревновании каноэ-одиночек на дистанции 1000 м, а вместе с Алексеем Коровашковым занял четвертое место в каноэ-двойках на дистанции (Дистанция — расстояние или промежуток между двумя объектами Дистанция — хозяйственная единица, входящая в отделение железной дороги) 500 м. Но точно и другое: эти «деревяшки» — мощный повод постараться получить при возможности то, на что готов.
На чемпионате мира в Самарканде Захар Петров завоевал две золотые медали: в соревнованиях каноэ-двоек на дистанции 1000 м и в соревнованиях каноэ-четверок на дистанции 500 м. Эта медаль на дистанции 500 метров в каноэ-одиночках, проскакавшая с шеи Захара на шею соперника, а потом повторившая сей путь еще раз, была бы для молодого гребца третьей в рамках одного турнира.
И ведь как красиво Захар в Самарканде шел к золотому финишу, к личной медали, которую, сложись все по-другому, он выгрыз бы (и официально тоже) у бронзового призера Парижа Сергея Тарновского из Молдавии. Да еще и оставив позади олимпийского чемпиона Игр-2024 (Мартин Фукса первоначально был в этом заезде третьим).
Начальный судейский результат, что награждал Петрова именно первым местом, так и показал: Захар — 1 минута 47,293; Сергей Тарновский — 1 минута 47,312; чех Мартин Фукса — 1 минута 48,405. А потом… Петров из пьедестального списка выбыл. Зато к нему добавился ставший третьим румынский каноист Кэтэлин Кирилэ (1 минута 48,456). Нос-то лодки Петрова пересек финиш первым, но каноэ перевернулось, а Захар, как сочли судьи, оказался в воде до финиша. Потому и получил отметку: не финишировал. (И даже по видео, как говорят специалисты, не понятно, в лодке он был еще или нет на момент пересечения.)
Момент выпадения Петрова из каноэ. Фото: Кадр из видео
● ● ●
На это решение в комитет соревнований нашей стороной был подан протест. Его не удовлетворили. Тогда был подан протест на решение самого комитета — уже в жюри. И этот протест на аннулирование победного результата Петрова (распространённая русская и болгарская фамилия, образованная от имени Пётр (патронимическая фамилия)), поданный в жюри, вроде как вернул столь желанную победу. Но следом за решением жюри полетели еще протесты, теперь уже на выводы самого жюри — к вопросу подключились сразу четыре страны. Наша же сторона, как рассказала генеральный секретарь Всероссийской федерации гребли на байдарках и каноэ (ВФБГК) Елена Исхакова, настаивает на том, что на основании правил Международной федерации каноэ (ICF) решение жюри является окончательным.
Так Петров вновь оказался спортсменом без финиша. И теперь все, кого заинтересовала эта душераздирающая история одного «золота» чемпионата мира, частично познакомились с существующими в гребле на каноэ правилами. Не особенно равноценная замена, но хоть что-то во имя спорта. Пункт 32.1. Лодка считается закончившей гонку, когда ее нос пересек финишную линию со всеми членами экипажа. Пункт 38.2. Апелляция должна быть передана председателю жюри не позднее чем через 20 минут после того, как представитель команды получил письменное решение Комитета спортивных соревнований о дисквалификации спортсмена/экипажа или команды в целом и расписался в его получении. Пункт 38.3. Решение жюри является окончательным.
Так что дальнейший спор, судя по всему, не о том, где был Захар в момент пересечения носом лодки финиша, а о том лишь, что нарушен регламент ICF. И, видимо, будет подана апелляция уже в Совет директоров федерации (в течение 30 дней).
Но Самарканд, без сомнения, порадовал. Чемпионами мира в каноэ-двойках на дистанции 1000 м стали Захар Петров и Иван Дмитриев. В соревновании байдарок-двоек на дистанции 200 м золотые медали выиграли Светлана Черниговская и Анастасия Долгова. Алексей Коровашков и Екатерина Шляпникова стали победителями в смешанных соревнованиях каноэ-двоек на дистанции 500 м. В соревновании смешанных команд каноэ-четверок на дистанции 500 м своих соперников опередили София Штиль, Екатерина Шляпникова, Захар Петров и Иван Штыль. Анастасия Долгова также завоевала серебряную медаль в байдарке-одиночке на дистанции 200 метров.
А истории, подобные случившейся с Захаром Петровым, как бы цинично это ни прозвучало, послужат популяризации вида спорта. Своеобразная, конечно, реклама, если встать на место Петрова, но уж какая получилась. Ведь заставить далеких от гребли на каноэ людей два дня рассматривать фото на финише и рассуждать о тонкостях правил, кто, куда и когда может выпасть, — тоже надо уметь. Тут даже и иная золотая медаль уступит в конкуренции.